06.04.2020
Горячая линия методической поддержки учителей и родителей (законных представителей): +7 (800) 200-91-85
19.03.2020
Нормативные документы по
дистанционному обучению
Действующие нормативные акты Министерства
образования и науки России по дистанционному обучению
С 1 сентября 2013г. вступает в силу Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации». В нем содержится масса
новационных, в некоторых случаях весьма спорных моментов, но нас с вами,
работающими в области электронного обучения, в первую очередь интересуют статьи
Закона, в которых отражены аспекты использования дистанционных образовательных технологий.
За то, что эти статьи появились в Законе, мы должны в первую очередь
благодарить Первого заместителя председателя Комитета по образованию
Госдумы Смолина О.Н. и Научного руководителя МЭСИ Тихомирова В.П.,
представителей образовательного сообщества и аппарата Госдумы, которые приняли
непосредственное участие в этой работе. Благодаря этим людям, впервые в истории
работы Госдумы РФ удалось подготовить, согласовать и подписать единый
межфракционный документ о внесении данных статей в Закон «Об образовании в
Российской Федерации».
Ниже представлены статьи Закона, которыми нам с вами предстоит
руководствоваться в своей работе в ближайшие годы:
Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых
форм их реализации.
2. При реализации образовательных программ используются различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные
технологии, электронное обучение.
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий
1. Под электронным обучением понимается организация образовательной
деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при
реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку
информационных технологий, технических средств, а также
информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям
связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических
работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются
образовательные технологии, реализуемые в основном с применением
информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять
электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации
образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3. При реализации образовательных программ с применением исключительно
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации,
осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для
функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в
себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы,
совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий,
соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися
образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения
обучающихся. Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки,
реализация образовательных программ по которым не допускается с применением
исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий,
утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере образования.
4. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной
деятельности является место нахождения организации, осуществляющей
образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения
обучающихся.
5. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая
образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих
государственную или иную охраняемую законом тайну.
Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях
обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том
числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к
профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам,
а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть
укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая
учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем
входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам,
курсам, дисциплинам (модулям).
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной
организации
1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается
самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной,
финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных
актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования,
выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по
реализуемым ими образовательным программам.
3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности
относятся:
12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания,
образовательных технологий, электронного обучения;
Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности
15. Лицензионные требования и условия, установленные в положении о
лицензировании образовательной деятельности, должны учитывать особенности:
4) осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных
программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий.
До 1 сентября 2013г. нам подлежит руководствоваться действующим
законодательством:
Федеральный закон от 28 февраля 2012 года N 11-ФЗ "О внесении изменений
в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий"
Внести в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об
образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N
12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного
Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства
Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2003, N 2, ст.
163; N 28, ст. 2892; 2004, N 27, ст. 2714; N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10;
2007, N 1, ст. 21; N 7, ст. 838; N 17, ст. 1932; N 27, ст. 3215; N 30, ст.
3808; N 49, ст. 6068, 6069, 6070; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 7, ст. 786; N
52, ст. 6450; 2010, N 19, ст. 2291; N 46, ст. 5918; 2011, N 6, ст. 793; N 23,
ст. 3261; N 27, ст. 3871, 3880; N 30, ст. 4590; N 47, ст. 6608; N 49, ст. 7061,
7063) следующие изменения:
1) статью 15 дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:
"1.1. При реализации образовательных программ независимо от форм получения
образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные
технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с
применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации
образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку
информационных технологий, технических средств, а также
информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям
связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного
процесса.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных
сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и
педагогических работников.
При реализации образовательных программ с применением исключительно
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном
учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной
информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные
информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность
информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих
технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных
программ в полном объеме независимо от их мест нахождения.";
2) абзац девятый подпункта 16 статьи 28 изложить в следующей редакции:
"порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий;";
3) подпункт 5 пункта 2 статьи 32 изложить в следующей редакции:
"5) использование и совершенствование методик образовательного процесса и
образовательных технологий, в том числе электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий;";
4) в статье 33.1:
а) в пункте 6:
дополнить новым абзацем вторым следующего содержания:
"При реализации образовательных программ с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления
образовательной деятельности является место нахождения образовательного
учреждения или его филиала независимо от мест нахождения обучающихся.";
абзацы второй и третий считать соответственно абзацами третьим и четвертым;
б) пункт 25 дополнить абзацем следующего содержания:
"Указанными лицензионными требованиями и условиями должна
предусматриваться возможность применения лицензиатом электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий.".
Закон Российской Федерации «Об
образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1 (в редакции от 02.02.2011г.)
Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения
Пункт 5. использование и совершенствование методик образовательного процесса и
образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных
технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются
образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных
и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не
полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического
работника.
Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные
технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования;
Приказ Минобрнауки РФ от 06 мая 2005 г. № 137 «Об использовании
дистанционных образовательных технологий"
1. Настоящий Порядок устанавливает правила использования дистанционных
образовательных технологий (далее - ДОТ) образовательными учреждениями при реализации
основных и (или) дополнительных образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего образования и образовательных
программ профессионального образования (далее - образовательные
программы).
19.03.2020
Просмотров всего: , сегодня: